Поход вдоль реки Ройка

Поход вдоль реки Ройка

Представьте себе вот такую задачу: новенькая семейная туристская группа с детишками от 4 лет «загорелась» сходить в пеший поход с ночевкой. Нужны при этом: снаряжение и интересный маршрут, осилит который сможет и самый маленький. И все это – в окрестностях Коломны.
Решение оказалось оптимальным и весьма успешным.
Первое: за базу берем туристской клуб «КОВЧЕГ» из славного города Коломны. Там же найдется руководитель похода и снаряжение лагерное и для ночевки.
Второе: район путешествия выбираем – вдоль реки Ройки (на картах – Цна). Начиная из села Горки (это еще Коломенский район) – и продолжая в Луховицком районе (село Дединово). Смотри карту похода.
Третье: приемлемую пешую для детишек и начинающих взрослых (около 7 км за два дня) дополняем местной краеведческой и экскурсионной программой. При этом удалось уложиться во время с 14.00 первого дня до 17.00 второго дня.
Все это «замешиваем» на горячей заинтересованности и дружелюбии группы. Еще одна практическая деталь – в группе назначена «дежурная» машина, которая и обеспечивала транспортировку всего того, что не смогут унести на своих плечах новоявленные пешие туристы.

Дневник похода.

Группу составил приход Троицкого храма села Пирочи, включая самого отца Алексия и его семью. Всего набралось десять человек. Из них детей – четверо. Поскольку окончательно состав сложился буквально накануне, (продовольственный вопрос решался в местном магазине в режиме «увидел-купил») была предложена и реализована продовольственная программа в режиме онлайн. А именно – все собрались на своих машинах в Зарудне, по дороге на Горки. По заранее составленной раскладке в местном универсаме за 15 минут были закуплены все продукты и арбуз. Последний сыграл свою положительную роль на маршруте.
Схема

Схема


В селе Горки, которое свою историю ведет со времен еще великого князя Ивана Калиты, стоит величественный Никольский храм. Его история такова: церковь Святителя Николая в с. Горки была построена в начале XX века в стиле русского классицизма конца XIX века. Строительство началось в конце XIX века и было закончено уже в 1911 году с помощью егорьевского купца 1-ой гильдии Михаила Никифоровича Бардыгина. С помощью прихожанки Галины осмотрели этот огромный храм. В свое время даже полы отапливались от котлов, расположенных в подвале. С колокольни храма, куда мы все забрались, открылись такие дали! И красота!
Группа

Группа


Пока основная группа завершала экскурсию чаепитием, которое с гостеприимством организовала Галина, машины забросили лагерное имущество на левый берег реки Ройка, километров в 1,5 от Горок. Пустые машины оставили под крылом Никольского храма. Через час пешая прогулка от Горок по чудесной бетонной дороге (остатки ирригационной советской системы, пытавшейся оросить местные болотистые земли) привела всех туристов на поляну среди дубовой рощи. Место ночевки оказалось очень уютным и живописным. С пригорка видна вся правобережная долина Ройки, да и сам храм тоже. Воду для приготовления пищи привезли с собой, в реке воду брали только для технических нужд.
Участники

Участники


Восторгу ребятишек в лагере не было конца. Пилить ветки, подкладывать их в костер, поджаривать на огне хлеб – что еще нужно мальчишкам? Очень к месту пришелся гамак, который Дмитрий навесил на соседних дубах. Все четверо с отвагой и криком забирались в него и раскачивались. Дружные усилия всей команды позволили приготовить замечательный ужин. К концу которого, было принято решение арбуз отложить на следующий день.
Некоторая прохлада ночи была успешно перенесена в палатках, дополненных и ковриками и спальниками.
Утром дежурная машина загрузила все лагерное имущество и получила задачу – ждать пешую группу на бетонном мосту, напротив п. Бор. Туда же отправили и арбуз. Туристы же после завтрака в бодром настроении вышли на маршрут. Путь пролегал по той же дороге, бетонка которой сменилась полевой. Тем не менее, дали открывались очень красивые. Ребятишки то и дело обнаруживали самую разную живность: все было интересно – лягушки в лужах; жуки и ящерицы на дороге; кроты и мыши, закончившие жизнь именно на дороге; коршуны в небе.
в походе

в походе


В районе Дровацкого канала был сделан привал. Пока мамы с детьми вкушали чай с бутербродами мужчины обнаружили и саму канаву канала и то, что его устье в Ройку засыпано, видимо для колхозных нужд проезда сенокосного хозяйства. Кстати, тюки сена в большом количестве разлеглись и на полях, и в кустах и буераке вдоль дороги, потерянные при транспортировке.
Дальнейший путь был «зажат» между лесом и самой рекой (и очень быстрой). К мосту и долгожданному арбузу, послужившему своеобразным стимулом для некоторых туристов, пришли в хорошем темпе в дружной компании и разговорах. Здесь нас ждала дежурная машина с Дмитрием. Дальнейшая логистика уже была «автомобильной». Водители на дежурной машине вернулись в Горки, откуда колонна прибыла на мост под загрузку. От моста до шоссе Сельниково-Дединово дорога также уложена бетонными плитами и вполне проезжая. По ней группа и прибыла в хозяйство строителя челнов Пивоварова Виктора Николаевича, на хуторской пруд. Место удивительное красивое, на воде уже зазывно качался новенький дединовский челн «Орелик». Гостеприимный хозяин приготовил и дров для обеда, назначенного на хуторе.
Ужин

Ужин


Пока костерок засветился у мореного дуба, все участники прошли мастер-класс по управлению челном в технике «гребли стоя» одним веслом (наподобие Венеции). Сам батюшка, Дмитрий и Сергей успешно освоили это непростое дело на удивление опытным «водителям» челнов. Изящные и ходкие челны всем понравились. Программа обеда была дополнена рыбалкой силами наших мальчишек. Результатом стал один карасик и вконец запутанные удочки. Гамак и качели, к месту повешенные у пруда, дополнили удовольствие ребятни. Картину разнообразили кульбиты спортивных самолетов, небольшой аэродром возле Сельниково выпускал опытных пилотов. Мы любовались и виражами и «мертвыми петлями» спортивных самолетов.
Обед закончился интересным рассказом Виктора Николаевича о ремесле изготовления составных дединовских челнов, о модели первого российского военного корабля «Орел». Сам корабль был построен в Дединово отцом Петра Великого – царем Алексеем Михайловичем. А вот полутораметровая модель дединовского мастера Пивоварова, по некоторым сведениям, подарена самому президенту РФ.
Дальнейший путь на машинах привел в устье Ройки, в место впадения ее в Оку. Именно здесь и располагалась верфь, чему подтверждение памятник. Троицкий храм по соседству интересен еще и тем, что сам Петр I, будучи в Дединово, оставил в его правом приделе образец постройки лодок на «новый манер».
Напротив памятника устроен кадетский корпус «Орел». Один из преподавателей корпуса, подполковник Звягин Алексей Владимирович, показал и сам корпус, его оснащение. Рассказал о быте и учебе кадетов. Всё в корпусе говорит о морской службе: старинные картины с парусниками, портреты с флотоводцами, флаги и образцы морской формы. Очень здорово!
В палатке

В палатке


Завершился этот насыщенный и богатый впечатлениями поход еще одной живописной деталью – переправой на пароме в Дединово.
А новенькая группа? Это уже сплоченный коллектив, готовый к новым походам!
Река Цна(Ройка)

Река Цна(Ройка)


Итог.
Маршрут очень подходит для групп с семьями, не имеющими опыта пешего туризма. Дорога достаточно комфортна и недлинная, пригодная и для маленьких. Ночевка обеспечена дровами. Много интересного на экскурсиях, а также – на хуторе Пивоварова В.Н., достойного и отдельного приезда с интересной «отдыхательной» программой.
Что нужно для организации такого похода? Советы, помощь в организации и самой пешей части, и экскурсий – все это турклуб «Ковчег». Контактное лицо – Передерий Александр Васильевич, тел. 8 (915) 412-01-41, E-mail: peredav54@mail.ru. В Контакте – группа Турклуб Ковчег Коломна.