Коломенский клуб туристов «Ковчег»

Отчет

о лыжном походе

I категории сложности

по Карелии

Руководитель  группы:

__________________Фокин Сергей Владимирович

Коломна 2013

Оглавление

1.   Аннотация: 3

2.   Список участников. 4

3.   График движения. 5

4.   Описание района. 6

5.   Финансовые затраты.. 10

6.   Техническое описание маршрута. 11

7.   Список снаряжения: 20

8.   Раскладка: 23

9.   Выводы и рекомендации. 25

10.    Список использованных источников. 27

11.    Фотоотчет. 28

Приложение 1. 42

Отчет о лыжном походе 1 к.с. по Карелии, совершенном группой туристов турклуба «Ковчег» города Коломна Московской области в составе девяти человек в период с 1 по 12 января 2013 года. м/к № _3-02/12

Руководитель группы: Фокин Сергей Владимирович, тел. (916) 983-45-29

E-mail для связи: tursnr@yandex.ru

1.    Аннотация:

Вид туризма: лыжный

Категория сложности: первая

Сроки проведения: 1.01.2013 – 12.01.2013

Протяженность маршрута: 102 км

Количество дней на маршруте: 10

Район: Республика Карелия, Сортавальский и Питкярантский районы

Нитка маршрута: г. Санкт Петербург — пос. Рускеала — Рускеальские мраморные карьеры — пос. Харлу – оз. Панинлампи – вдп. Белые мосты – пос. Леплясилтя – г. Петрозаводск

Идея похода: Ознакомление участников с новым районом (Карелия), повышение мастерства и получение новых навыков в лыжном туризме. Активный отдых и желание получить новые впечатления.

Количество участников: 9

Общественное снаряжение: Палатка «Зима», печка, общественные спальники (4+3+2) с накидками, лопата, лавлист, пила, топор.

2.   Список участников

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Год рожд.

Место работы, должность, телефон

Туристский опыт

Обязанности

1

Фокин Сергей Владимирович 1985 ОАО «ВНИКТИ», г. Коломна МО

1ЛР, 2ЛУ

Руководитель

2

Сидоров Илья Александрович 1986 ОАО ЦТД «Диаскан», г. Луховицы МО

3ГУ

Культ. организатор

3

Терин Лев Николаевич 1982 ЗАО «БиАй», г. Москва, инженер

1ЛУ, 5ВУ

Снаряженец

4

Алянчикова Ольга Александровна 1988 ООО «ДЖОТТИ», г. Москва

ПВД

Завпит

5

Береснева Екатерина Владимировна 1986 ГосНИИгенетика, г. Пущино МО, научный сотрудник

1ЛУ

Медик

6

Орлова Анна Валерьевна 1989

«R-style», г Москва, программист

1ЛУ

Хронометрист

7

Бондарь Александр Сергеевич 1988

IBS, г. Москва, программист

ПВД

Ответственный за скольжение

8

Загуменнов Вадим Борисович 1986

МГОСГИ, г. Коломна МО, студент

1ЛУ, 5ВУ

Краевед

9

Жилович Сергей Викторович 1976 МОЭСК, г. Коломна, электрик

ПВД

Реммастер


3.   График движения

3.1. Заявленный график движения

Даты

Дни пути

Участки маршрута

км

Способ пере­движения

01.01.13 0

Поезд Москва-Санкт-Петербург

поезд
02.01.13 1

Автобус до Рускеальских карьеров, стоянка возле карьеров

машина
03.01.13 2

Осмотр карьеров, переход до пос. Сарикюрья

10 на лыжах
04.01.13 3

Переход до пос. Харлу

17 на лыжах
05.01.13 4

Переход до оз. Иро-Ванкелампи

22 на лыжах
06.01.13 5

Переход до оз.Сюськюярви

20 на лыжах
07.01.13 6

Переход до р. Уксуньйоки

19 на лыжах
08.01.13 7

Переход до р. Лоймоланьйоки

20 на лыжах
09.01.13 8

Подход к пос. Колатсельга

18 на лыжах
10.01.13 9

Переход до пос. Колатсельга. Осмотр пещер

2 на лыжах
11.01.13 10

Запасной день

12.01.13 11

Отъезд на автобусе до ст. Лодейное поле. Отъезд на поезде.

машина
13.01.13 12

Прибытие в Москву, затем в Коломну..

поезд

3.2. Фактический график движения:

Даты

Дни пути

Участки маршрута

км

Способ пере­движения

01.01.13 0

Поезд Москва-Санкт-Петербург

поезд
02.01.13 1

Автобус до Рускеальских карьеров, осмотр карьеров, стоянка возле карьеров

машина
03.01.13 2

Осмотр карьеров, отход от пос. Рускеала

8 на лыжах
04.01.13 3

Переход до оз. Ятяскелампи

13 на лыжах
05.01.13 4

Переход до пос. Харлу

14 на лыжах
06.01.13 5

Переход в восточном направлении от пос. Харлу

9 на лыжах
07.01.13 6

Двигаемся в восточном направлении до дороги

3 на лыжах
08.01.13 7

Переход до оз. Панинлампи

11 на лыжах
09.01.13 8

Переход до оз. Иго-Ванмелампи

15 на лыжах
10.01.13 9

Подход к водопадам «Белые мосты»

11 на лыжах
11.01.13 10

Осмотр водопадов, переход до пос. Лепялсилта

19 на лыжах
12.01.13 11

Отъезд на микроавтобусе до г. Петрозаводск. Отъезд на поезде

автобус, поезд
13.01.13 12

Прибытие в Москву, затем в Коломну..

поезд

Итого активными способами передвижения: 102 км


4.   Описание района

Наше путешествие проходило, в основном, по территории Питкярантского района республики Карелия. Исторические судьбы Питкярантского района складывались сложно. Первоначально край населяли народы саамы. Затем они были оттеснены на север карелами и новгородцами. С начала XVII века на столетие край попал под господство шведов, которые и раньше совершали сюда неоднократные набеги. Со шведским присутствием связан и самый древний исторический объект района — огромный Варашев камень, установленный в 1618 году на Варецком мысу близ деревни Погранкондуши в качестве порубежного знака. Со шведами связан и еще один исторический объект — оригинальный памятник в честь столетия последней войны между Швецией и Россией, установленный у деревни Ууксу. Памятник напоминает небольшую часовенку, хотя представляет собой бетонный блок, облицованный круглыми валунами, с четырехскатной крышей, также увенчанной круглым валуном.

Спустя столетие край вновь вошел в состав России, а еще через сто лет был включен в состав Великого княжества Финляндского и на полтора века попал под его управление. В 1940 году эта территория была возвращена России. Чередование войн и населяющих край народов, длительное приграничное положение этой территории привели к тому, что здесь сохранилось немного культурно-исторических объектов. По данным института «Урбанистики», занимавшегося в 1992-1993 годах инвентаризацией памятников Республики Карелия, доля культурного наследия Питкярантского района составляет лишь 3,2%. В совокупности это 112 памятников, из которых более половины (59%) приходится на памятники, связанные с Зимней и Отечественной войнами, 28,5% — на памятники архитектуры, представляющие обычно наибольший интерес у туристов, 12,5% — на памятники археологии.

Из сказанного следует, что в туристском процессе на территории Питкярантското района особое место должна занять военная тематика. По обилию исторических объектов, связанных с военными событиями, подчас очень трагическими, район оставляет далеко позади все другие районы Карелии.

Также район нашего путешествия интересен своими природными особенностями. Рельеф чрезвычайно изрезан, изобилует грядами и каньонообразными понижениями, простирающимися в разных направлениях. Каньоны часто служат долинами порожистых рек и ручьев, сбегающих в Ладогу. В районе находятся три красивейших водопада, пока малоизвестных туристам.

Чрезвычайно интересны Ладожские шхеры (которые мы видели только из окна машины), представляющие собой переплетение сетей разнообразнейших островов, мысов, заливов и проливов.

На территории района находится Уксинская озовая гряда, объявленная геологическим памятником. На ней проводятся экскурсии ученых-геологов. Также интересны посадки сосны горной- декоративной породы, единственный в Карелии участок которой (0,6 га), находится на правом берегу р.Уксунйоки в 1,5 км севернее пос.Ууксу.

Южнее пос.Салми, вдоль берега Ладоги, нередки песчаные пляжи, сосновые боры и эоловые формы рельефа — дюны. Это прекрасные места для организации летнего отдыха.

В районе посёлка Импилахти известностью пользуется высокая нависающая гранитная стенка, на которой периодически проводят соревнования скалолазы. Стоит посетить старый гранатовый карьер Мурсула, где добывали полудрагоценные камни. Если повезёт, можно и сейчас стать обладателем достаточно крупных гранатов, правда невысокого качества. На полуострове Кулхонниеми привлекает внимание так называемая «Глухая Шхера», где шумит ручей, впадающий в Ладогу шестиметровым водопадом. Своё прозвище это место получило благодаря острову, практически наглухо «закупоривающему» вход в залив.

Район имеет хорошую транспортную доступность со стороны Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Сортавалы. Расстояние от государственной границы с Финляндией (ТПП «Вяртсиля») до Питкяранты составляет 115 км. Погранпропусков для нахождения на территории района нашего путешествия мы не получали и это не требуется. По территории района проходит трасса международной Голубой дороги туризма. В 1999 году на территории района реконструированы три важных путепровода, что создало основу для передвижения большегрузных автотранспортных средств и туристских автобусов.

Из природных достопримечательностей и особенностей района следует отметить:

  • водопад «Белые мосты» на р.Кулисмайоки, являющийся одним из красивейших водопадов Карелии;
  • водопад «Койриноя» на р.Койринйоки, представляющий интерес и как редкий природный объект, и как место расположения первого в России завода по выплавке олова;
  • мощная Уксинская озовая гряда (1500 га), являющаяся выдающимся геологическим памятником природы;
  • единственные в Карелии посадки сосны горной (Pinus mugo), представляющие интерес не только для специалистов, но и благодаря своей декоративности — для обычных туристов;
  • карьеры гранитных и мраморных ломок (Рускеальские мраморные карьеры).

Добавим несколько слов о крупных населенных пунктах, находившихся в районе нашего путешествия:

Город Питкяранта является не только административным центром района, что говорит о сравнительно высоком уровне коммунально-бытовых услуг и сосредоточении культурного потенциала, но и его географическим центром, от которого относительно близко до любой точки района. К тому же город расположен близ дорог на Петрозаводск и Суоярви, близ двух мемориально-исторических зон («Долина героев» и «Ниетьярви»), близ границы природного парка «Ладожские шхеры» и является удобным отправным пунктом на о.Валаам. В городе хорошо развиты средства связи, услуги питания и автосервиса. Краеведческий музей является не только прекрасным объектом показа, но и культурным центром, способным предложить методические разработки экскурсий на туристские объекты района.

Поселок Импилахти — это бывший финляндский волостной центр. Он имеет статус «исторического населенного места» с финской планировочной структурой. Сохранившиеся архитектурные памятники: здание банка, дом священника и его летняя резиденция, некоторые исторические жилые дома, а также мемориальное кладбище финских воинов, погибших в войнах 1939-1940 и 1941-1944 гг. Поселок может стать центром питкярантской части парка «Ладожские шхеры», так как он расположен в вершине красивейшего семикилометрового залива, занимающего срединное положение в этой части парка, и являвшегося популярным туристским объектом у финнов.

Поселок Харлу. Посёлок городского типа. Расположен на р. Янисйоки (впадает в Ладожское озеро). В поселке есть железнодорожная станция на линии Ленинград — Сортавала — Олонец. Присутствует целлюлозно-бумажное производство и ГЭС на 6 МВт.


5.   Финансовые затраты

Наименование

Сумма на 1 человека (руб.)

Сумма на 9 человек (руб.)

Билеты на поезд г.Москва-г.Санкт-Петербург

1276

11484

Билеты на электричку Голутвин-Москва

214,50

1930,50

Автобус г.Санкт-Петербург – пос. Рускеала

9000

Автобус пос. Леплясилта-г.Петрозаводск

2500

Билеты на поезд г.Петрозаводск – г. Москва

2208,7

19878,3

Билеты на электричку Москва — Голутвин

214,50

1930,50

Продукты

1980

17820

Аптечка

500

Ремнабор

300

Итого:

5893,7

65343,3


6.   Техническое описание маршрута

Основными препятствиями, встретившимися на нашем пути были: бурелом и ручьи.

Карта, которой мы пользовались для ориентирования на местности была достаточно старой (1989 г.). Поэтому часть дорог, которые мы хотели использовать, заросли буреломом и нам приходилось много тропить, преодолевая при этом труднопроходимую поросль. Основная тяжесть в такие моменты ложилась на того, кто тащил волокуши.

Также на нашем пути встречались незамерзающие ручьи, которые мы преодолевали по поваленным бревнам с организацией всех необходимых мер страховки (см. фото 19).

Диких зверей не встретили ни разу, хотя следов видели очень много. В том числе свежих. Следы встречались, в основном следующих животных: лосей, кабанов, зайцев, рыси, мелких грызунов.

Местное население показалось нам неприветливым и замкнутым, но при этом вполне безобидным и готовым оказать помощь.

6.1. Дневник погоды в Питкяранте за Январь 2013 г

Число

День

Температура

Давление

Облачность

Явления

Ветер

1

1

748

Ю 12м/с

2

2

749

ЮЗ 4м/с

3

1

749

З 3м/с

4

0

753

Ш

5

-5

759

С 6м/с

6

-4

765

СВ 2м/с

7

-4

769

С 2м/с

8

-2

764

ЮЗ 7м/с

9

-2

753

ЮЗ 8м/с

10

-7

755

СВ 3м/с

11

-10

763

В 3м/с

12

-10

765

З 5м/с

6.2. Карта района с маршрутом путешествия

См. Приложение 1

6.3          Подробное описание маршрута

Во время прохождения маршрута уровень снега в районе можно охарактеризовать как ниже среднего. Большую часть времени приходилось тропить. Иногда встречались «буранки» и лесовозные дороги. Лыжней не было. Иных туристических групп за время прохождения маршрута, не встречали. Теперь опишем наше путешествие подробнее:

2.01.2013. День первый.

Прибытие поездом №28АА Москва-Санкт-Петербург в г. Санкт-Петербург – заброска к месту старта (пос. Рускеала) – осмотр Рускеальских мраморных карьеров – ночевка около карьеров.

Прибыли на Московский вокзал Санкт-Петербурга в 6 утра. В зале ожидания перепаковали вещи и отправились на ст. м. Озерки к ожидающему нас там такси. Такси заказывали через фирму «Фаворит» (тел. (921)465-66-55, (921)018-73-87, (921)626-89-54). Договаривались предварительно, приблизительно за 2 недели до отъезда. Фирма занимается доставкой пассажиров от Санкт-Петербурга до Сортавалы. Есть регулярные рейсы, но так как нас было достаточно много (9 человек), то мы арендовали целый микроавтобус и практически целиком его заполнили. Соответственно ехали мы напрямую до места старта нашего маршрута – до Рускеальских мраморных карьеров. Стоило это удовольствие 9000 р. Дорога заняла 4 часа. По пути заехали к дежурному отряду МЧС в г. Сортавала, чтобы сделать отметку. Водитель Александр рассказал нам немало интересного пока мы ехали. Световой день короткий. Светать начинает только в 10. Светло становится в 11. Темнеет уже в 17 часов. Погода сегодня нехорошая. +3 градуса по Цельсию, идет дождь со снегом

Таким образом, в 13 часов мы были у входа в парк Рускеальских мраморных карьеров (Фото 1). Заказав экскурсию (200 р. c человека) мы осмотрели карьер (Фото 2) (экскурсия занимает около часа) и стали ставить бивак, отойдя 1 км от места прибытия. Погода неблагоприятная. Температура +3 град. Идет мокрый-мокрый снег. С дровами плохо. Организовали бивак и покушали к 19 часам. После ужина отправились осмотреть карьер в темное время суток. Очень красивое зрелище. Администрация сделала разноцветную подсветку, установили симпатичное освещение вдоль тропинки окаймляющей карьер.

3.01.2013. День второй.

Окончательный осмотр Рускеальских мраморных карьеров – отход в юго-восточном направлении до озера недалеко от заброшенного карьера.

Наутро погода сильно не изменилась: разве что временами прекращал идти мокрый снег. Температура около нуля. С большим трудом приготовили завтрак, собрали вещи и с вещами отправились ближе к карьеру, чтобы спуститься в «провал». У нас с собой было альпснаряжение (веревка 50 м., 2 страховочные системы и спусковухи) и мы планировали, опираясь на информацию в интернете, самостоятельно спуститься в затопленную штольню и осмотреть её. Однако место оказалась оккупировано местным альпинистом Димой, который не позволил самостоятельно спускаться, обосновав это тем, что штольня является собственностью администрации и в интересах безопасности, применение собственного снаряжения недопустимо. Он же за спуск по троллейчику брал, на мой взгляд, слишком высокую сумму – 1000 р. за спуск. Мы уговорили Диму спустить  девчонок на наших системах за 300 р. (Фото 3)

Если бы мы пришли вечером, после ужина, то Дима был бы уже дома, и мы могли бы самостоятельно спуститься в «провал» со своим снаряжением бесплатно.

Подняли мы наших девчонок из «провала» и отправились в путь дальше по маршруту в 14:30. Обогнув карьер с северной стороны (Фото 4), вышли на трассу Кааламо — Вяртсиля, перейдя которую, вышли к другому карьеру, видимо заброшенному (Фото 5), который обогнули с южной стороны и ушли в лес по старой грунтовой дороге в юго-восточном направлении. Дорога не прокатана, приходится тропить. Шли до тех пор, пока не начало темнеть, а темнеть стало уже очень скоро. Соответственно ходовой день длился 3.5 часа, прошли всего 8 км. Встали на ночевку недалеко от озера. По пути высматривали сушину, но так поблизости ничего и не нашли. Пришлось снаряжать экспедицию и с рюкзаками ходить за дровами, приблизительно 1,5 км. от лагеря. Однако труд стоил того. Дрова горели отлично. Быстро приготовили ужин, растопили печку и просушили все вещи. Сушине, которая так обогрела нас мы дали имя Элизабет. Каждый участник взял себе по полену Элизабет и нес с собой ещё несколько дней, пока наличие хороших дров не стало стабильностью.

4.01.2013. День третий.

Следуем в юго-восточном направлении до оз. Ятяскелампи.

Подъем дежурных в 7 утра. Благодаря хорошим дровам позавтракали  уже в 9. Вышли в 11 (Фото 6). Погода, наконец, улучшилась – немного подморозило (-2 град.), снег перестал идти, пасмурно. Пройдя около часа, лес поменялся со смешанного, преимущественно лиственного, на хвойный. В таком лесу проблем с дровами уже возникнуть не должно. Продолжаем идти по старой грунтовой дороге в юго-восточном направлении. Всё время тропим. Тропежка не сложная, но встречаются участки бурелома, на которых особенно тяжело идти с волокушами (Фото 7). Дойдя до урочища Саркисюрья (Фото 8), которое представляет собой вырубку, идем приблизительно 2 км по азимуту и выходим к проезженной «буранами» дороге. Скорость движения заметно возрастает. Дорога держит нужное нам направление и, приблизительно, через 1,5 км переходит в хорошо уезженную лесовозную дорогу, которая идет прямо к пос. Харлу. Оставшуюся часть ходового дня идем по проезженной лесовозной дороге (Фото 9). Машин не встречаем. На ночевку остановились в 18:00 неподалеку от озера Ятяскелампи и развилки дорог. На дрова взяли кусок спиленного лесорубами бревна, которое лежало недалеко от лагеря. Это бревно мы назвали Клава. Но Клава горела хуже, чем Элизабет. Поэтому растапливать пришлось поленьями с предыдущей ночевки.

5.01.2013. День четвертый.

Двигаемся по лесовозной дороге до пос. Харлу. Ночевка на краю поселка.

Подъем дежурных в 7. Позавтракали в 9. Вышли в 12. Погода великолепная. Легкий морозец (-10 град.), переменная облачность. Продолжаем движение по лесовозной дороге (Фото 10). По пути стали встречаться грузовики, тракторы и один раз группа на снегоходах. Идем достаточно бодро. Можно идти без лыж. Дорога проходит соответственно обозначенной на карте. За день ничего особо достопримечательного не произошло. Дошли до пос. Харлу в 17 часов. Так как альтернатив не было, встали недалеко от дороги, около первых домов поселка, зайдя поглубже в лес (Фото 11). С дровами проблем не было.

6.01.2013. День пятый.

Переход в восточном направлении от пос. Харлу. Ночевка в лесу, в 5 км от поселка

Подъем в 6 утра. Позавтракали в 8 утра. Вышли в 10:30. Погода отличная – легкий морозец (-10 град), переменная облачность, к концу дня стало ясно. За час дошли до поселка Харлу. В поселке – прошли через проходную заброшенного завода (Фото 12), вышли к плотине ГЭС (Фото 13), перешли по плотине реку Янисйоки и направились в лес в восточном направлении по грунтовой не проезженной дороге. Тропим. Тропежка нетяжелая, тем более погода располагает к хорошему настроению и задору (Фото 15). Волокуши напоминают собой собачку на поводке, и мы назвали её Жулька.

Дойдя до дороги Ляскеля-Алатту, перекусываем. Переходим дорогу и двигаемся через небольшое поле (порядка 700 м.), ища дорогу в восточном направлении (Фото 16), обозначенную на карте. На краю поля, в начале леса, видим разрушенное трехэтажное строение. Находим дорогу в 500 м. южнее от строения. Встаем на ночевку в 17:00 (Фото 17). Сегодня будет ночь перед Рождеством. Мы достаем сюрпризы, устраиваем праздничный ужин, рассказываем страшные истории. Дрова хорошие.

7.01.2013. День шестой.

Продолжаем движение в восточном направлении по лесу

В честь праздника Рождества Христова спим долго. Встали лишь в десятом часу. Позавтракали в 12. Вышли в 14 часов. Погода великолепная – Рождественская (Фото 18). Мороз не очень сильный (-10град.). Ясно. Идем без перекуса. Отойдя 500 м. от места ночевки, дорога теряется. Приходится идти по азимуту. По пути переходим по бревну, с соблюдением всех необходимых мер безопасности (Фото 19), реку Алатсоя. Далее продолжаем двигаться по азимуту. Поиски дороги, даже с помощью GPS, не увенчались успехом. Видимо она окончательно заросла.

В 500 м. от перейденной реки видим остатки финского хутора. Движение по лесу без дороги не особо тяжелое, так как лес хвойный и бурелома практически нет. Ещё 1 км пути и мы выходим к отличной, прямой, подготовленной дороге, которой нет ни на нашей карте, ни на GPS (Фото 20). Дорога не проезжая. Очень похожа на лесовозную дорогу, обозначенную на карте, но до нее мы пока немного не дошли. Встаем на ночевку в 17 часов на краю этой неизвестной просеки. С дровами очень хорошо – так хорошо как нигде больше. Ходовой день составил всего 2.5 часа, прошли всего 3 км. Вновь празднуем Рождество и ложимся спать.

8.01.2013. День шестой.

Двигаемся по лесовозной дороге до оз. Панинлампи.

Так как предыдущий день много ленились в плане преодоления маршрута, то сегодня устроили быстрые сборы. Встали в 8:30 утра. По системе Сидорова позавтракали, собрались и вышли ещё в сумерках — в 10:30. Погода немного изменилась. Мороз сделался помягче (-5  -2 град), стало пасмурно, иногда идет снег. Идем по азимуту около 1 км и выходим к лесовозной дороге, обозначенной на карте. Дорога прокатана машинами. С нее, практически сразу, сворачиваем в восточном направлении на другую дорогу, по которой проезжал снегоход. По пути видим остатки землянки (Фото 21). Дорога, прокатанная снегоходом, идет ещё 7 км, практически, до реки Рутиноя. Дорога соответствует обозначенной на карте. Двигаться по ней легко и быстро. Идем с хорошей скоростью 2,5 часа, до тех пор, пока не упираемся в асфальтовую, чищенную дорогу, которой нет на наших картах (т. В на карте). Здесь мы перекусываем. Далее, проезженная снегоходом дорога уходит в ненужном направлении на север. По асфальтовой двигаться не хочется. Нам приходится уйти в лес и начать тропить. Сперва тропежка идет без особых сложностей, но через 1 км дорога начинает обогащаться буреломом. Идти становится всё сложнее и сложнее. Жулька цепляется за каждый куст и идти с ней – это испытание для настоящих мужиков. 500 м буреломинга и мы вновь выходим на чищеную асфальтовую дорогу (см.т. С. на карте). Уже начинает смеркаться. Идем около 1.5 км по дороге и встаем на ночевку в 17:30 рядом с ближайшей сушиной (точка на карте с отметкой высоты 133.3).

9.01.2013. День седьмой.

Двигаемся лесными дорогами до оз. Иго-Ванмелампи

Встали в 8:30. Температура за бортом -2 град, сильный снегопад. Из-за снегопада долго собирались и вышли лишь в 12. Продолжили движение по дороге в направлении пос. Леплясюрья. Через 1.5 км встретили рабочего-лесоруба, который подсказал нам путь. Свернули на нечищеную грунтовую дорогу в юго-восточном направлении и стали тропить. Из-за обилия выпавшего, и всё прибавляющегося снега, идется не очень легко (Фото 22). Труднее всего тому, кто идет с Жулькой. Дорога чиста от бурелома, совпадает с обозначенной на карте, достаточно ровная и скорость передвижения очень хороша, несмотря на трудности. Таким образом, за день проходим порядка 15 км и встаем на ночевку рядом с озером Иго-Ванмелампи, немного не доходя до дороги на Импилахти — Леплясюрья.

10.01.2013. День восьмой.

Преодоление хр. Варанмяки, оз. Руокоярви, подход к водопадам «Белые мосты»

Подъем дежурных в 7 утра. На улице подморозило до -10 град. Снегопад закончился, но по-прежнему пасмурно. Выходим в 10:40. За 30 мин. доходим до расчищенной лесовозной дороги на пос. Леплясильта и движемся 2 км по ней в южном направлении до ответвления на оз. Руокоярви (на юго-восток). Поворачиваем и через  30 мин доходим до оз. Андронино (Фото 23). Оттуда продолжили движение в прежнем направлении, но вопреки карте, качество дороги сильно ухудшилось. Дорога пошла вверх и сильно заросла буреломом. Следующие 2 км, пройдя которые мы перевалили хребет Варанмяки, были для нас очень тяжелыми (Фото 24). Выйдя к реке Хамяляйсеноя, нужная нам дорога так и не обнаружилась. Видны лишь остатки прежнего пути. Продолжаем бурить бурелом и в конце концов (через 3 часа), выходим к озеру Руокоярви. Вдоль озера идет так же слабочитаемая дорога, которая приближает нас к водопадам «Белые мосты». Уже начинает смеркаться, поэтому мы, ищем сушину и в 18 часов встаем на ночь. Сегодня было много буреломинга и все устали. К ночи сильно подморозило.

11.01.2013. День девятый.

Подход к водопадам «Белые мосты», осмотр водопадов, переход к пос. Лепялсилта

Подъем дежурных в 7 утра. Вышли в 11. Погода ясная и морозная. Отходим от озера Руокоярви на север. Выходим к хорошей грунтовой дороге, по которой продолжаем движение в северном направлении. Согласно описанию, найденному в интернете, выходим к реке Кулисмайоки, к водопаду «Белые мосты». Согласно истории –свое название водопад получил благодаря белому камню, который был использован финнами при строительстве мостов через Кулисмайоки выше по течению. В настоящий момент от мостов остались только белые обломки. Помимо моста, в свое время здесь находился финский хутор. Возле большой поляны близ водопада до сих пор сохранились остатки каменных сооружений, среди которых можно обнаружить очень интересные конструкции, характеризующие быт тогдашних обиталей этих мест.

Завтра вечером нас ждет поезд и пора торопиться уходить. Возвращаемся известным путем к озеру Руокоярви (Фото 25), и уходим восточным берегом в сторону пос. Леплясильта. Проходим максимально возможное расстояние и встаем на ночевку на южном берегу оз. Руокоярви недалеко от лесовозной дороги. У нас уже есть контакты местного таксиста Михаила, с которым мы созваниваемся и договариваемся о встрече 12 января утром.

Для справки: телефон диспетчерской службы маршрутных такси г. Сортавала: (911)415-85-09 (с 9 до 18). Михаил живет в пос. Харлу. Его телефон (921)221-79-10.

12.01.2013. День десятый.

Отъезд

Михаил за невысокую, по нашим меркам, сумму отвозит нас на своем микроавтобусе до Петрозаводска (Фото 28). Из Петрозаводска поездом 017АА уезжаем в Москву.

Поход окончен.


7.   Список снаряжения:

Общественное снаряжение:

Палатка «Зима» с тентом Каны из нержавейки — 8л + 5л
Печка Тросик костровой
Оргстекло Термос (в сумме 5 л)
Туристические спички Будильник
Спальники+Накидки (4+3+2) Лавлист
Гитара Лопата
Топор 1 – 2 шт Репшнур расходный – 20 м
Смазка для лыж Половник
Пила двуручка Щётка-смётка
Пила (цепочка) Фотоаппарат – 2 шт
GPS

Ремнабор:

Нитки капроновые – толстые и тонкие Нож с толстым лезвием
Иголки – набор Пассатижи раскладные, маленькие
Булавки английские 5 шт. Ножницы
Шило Скотч тёмный, прочный армированный
наперстник Изолента
зажигалка Темляк для палки 14мм — 2шт
Стропа 25 мм = 3м Кольца для палок 4 шт
Стропа 30 мм = 1,5м Царапающие шайбы
Набор ткани для заплаток хомуты металлические
Пуговицы – набор стяжки 3мм*20мм 12шт
Пряжка регулятор трёхщелевая резина 2мм для колец
Фастекс 25 мм 3 шт. Запасные крепления для лыж с винтами
Фастекс 40 мм = 1 шт Стропа для креплений 20мм = 0,6 + 3 м
Шнурки Пластина для починки лыж подготовленная
Молния №5 спиральная = 80мм Набор болтов с шайбами и двумя гайками
Пряжка самосброс 50 мм — 4шт Надфиль по металлу
Пряжки перехлест 1шт + фаст 4 шт Зажим для сверла
Собачки для молний разные Набор сверл
Резинка 7мм = 3м, 25мм = 1м, 20мм = 1м Отвёртка двусторонняя (крестовая, прямая)
Веревка 2мм – 1метр Набор саморезов
Верёвка 4мм – 3 метра — 6мм – 7 метр Набор гвоздей (маленьких)
Клей супер — Лев Проволока стальная 0,5 мм
Клей Poxipol Проволока алюминиевая 3 мм
Клей эпоксидка 200 мл. Леска толстая
Полотно по металлу — 4 шт Лезвие для бритвы

Аптечка:

1. Антисептики: 6. Мази:
Фурацилин (табл., 1 уп.), 200 мг Звездочка (1 шт.), 4 г
Сульфацетамид (глазные капли, 1 тюб.), 5 мл Кетонал 5%, 30 г
Зелёнка (1 фл.), 10 мл Левомиколь
Перекись водорода (1 фл.), 100 мл Пантенол-Д 5%, 25 г
2. Обезболивающие, спазмолитические: Финалгон, 20 г
Кетанов (табл., 1 уп.), 100 мг 7. Потеря сознания
3. Простуда: Аммиак (р-р, 1 фл.), 40 мл
Инсти (гранулы, 1 уп.), 28 г 8. Остальное:
Фарингосепт (табл., 1 уп.), 200 мг Тавегил (табл., 1 уп. ), 20 мг
Риностоп (капли, 1 тюб.), 10 мл Компливит (табл.,1 уп.), 245,3 мг
4. Сердечно-сосудистые: Бинты стерильные 2 шт
Валидол (табл. , 1 уп.), 600 мг Бинты эластичные 2 шт
Нитроглицерин (табл., 1 уп.), 20 мг Пластырь катушечный
Корвалол (капли, 1 фл.), 25 мл Пластырь, (19х72мм, 20 пласт.)
5. Желудочно-кишечные: Вата (1 уп.), 100 г
Лопедиум (капс., 1 уп.), 20 мг Салфетки стерильные
Уголь активированный (табл., 3 уп.), 75 г Шприцы 2 шт. (шприц 5 куб; 2 куб)
Крушина (кора, фильтр-пакеты, 1 уп.), 30 г Ножницы стерильные
Жгут (остановка кровотечения)
Градусник (стеклянный)

8.   Раскладка:

Приведу элемент раскладки на первые 4 дня похода. Далее она повторялась.

гр/чел

гр/чел

Продукты

гр/чел в день

гр/группу в день

2 янв.

212

1908

Ужин

80

макароны

30

Сублимат

20

Сыр

5

Чеснок

3

Лимон

20

буханка

12

Сахар

42

Щербет

212

3 янв.

607

5463

Завтрак

50

Геркулес

15

Изюм, орехи в кашу

20

Сух.мол.

12

Сахар

40

Сыр

30

халва

10

свежий батон

177

Перекус

50

сало

20

Сыр

50

твикс

35

Мюсли батончики

35

Орехи

12

Сахар

30

свежий батон

232

Ужин

70

гречка

30

Сублимат

12

Сахар

20

Сыр

20

буханка

5

лук

3

Лимон

38

вафли

198

4 янв.

626

5634

Завтрак

60

пшено

15

Изюм, орехи в кашу

12

Сахар

20

Сух.мол.

40

Сыр

30

козинак

10

сухари белые

187

Перекус

40

Бекон

20

Сыр

50

Натс

35

Мюсли батончики

35

Орехи

12

Сахар

30

Сухари обед

222

Ужин

80

рис

30

Сублимат

12

Сахар

20

Сыр

20

Сухари ужин

5

Чеснок

3

Лимон

47

пряник тул

217

5 янв.

589

5301

Завтрак

60

гречка

15

Изюм, орехи в кашу

20

Сух.мол.

12

Сахар

40

Сыр

40

печенье

10

сухари белые

197

Перекус

40

колбаса

20

Сыр

50

марс

35

Мюсли батончики

35

Орехи

12

Сахар

30

Сухари обед

222

Ужин

40

карпюр

30

Сублимат

12

Сахар

20

Сыр

20

Сухари ужин

5

лук

3

Лимон

40

печенье

170

9.   Выводы и рекомендации

Выбранный маршрут отлично соответствовал уровню подготовки и составу нашей группы. Выбранное время и район путешествия также были очень хороши. Уровень снега в первой части похода был ниже среднего, однако после Рождества два дня шел снег и высота снежного покрова достигла нормальной отметки. Сложность похода соответствовала заявленной. Все участники получили опыт прохождения зимних маршрутов первой категории сложности, закрепили навыки ночевки в лесу, организации быта в зимних походных условиях. Погода, за время прохождения маршрута, была самой разнообразной – от оттепели (в первые 2 дня похода) до морозов (на Рождество и в последние дни маршрута).

Найти транспорт для заброски и выброски группы было не очень просто, и лучше договариваться об этом заранее. Надеяться на попутку лучше не стоит. За точку отправления лучше брать такие крупные города, как Петрозаводск и Санкт-Петербург. Заброситься к и от мелких станций значительно сложнее.

По пути мы встречали несколько разрушенных финских хуторов, останки военных укреплений времен русско-финской войны, множество лесоразработок. Также была возможность зайти в деревни, чтобы пополнить запасы продовольствия или обратиться за помощью, если это необходимо.

Сортавальский и Питкярантский районы Республики Карелия дают замечательное представление о классических Карельских лесах и о природе северного побережья Ладожского озера – смешанная растительность с плавным рельефом, богатая небольшими речушками и озерами самых разных размеров.

Рекомендуем пройденный нами маршрут для начинающих и семейных групп, так как район достаточно населенный, имеет развитую сеть дорог, несложный рельеф, дает представление о Карелии и, благодаря наличию больших водоемов, имеет достаточно мягкий климат. Следует обращать внимание на выбор места для ночевки – дрова есть не везде. Также при планировании маршрута в данном районе необходимо учитывать долготу светового дня (в наше время она составляла порядка 6 часов ).

К недостаткам  можно отнести далекое расположение от железных дорог и, как следствие, недешевую заброску.


10.        Список использованных источников

  1. Интернет сайт: http://www.tourism.ru/docs/report/ski/9/14/601/
  2. Интернет-ресурс: ru.wikipedia.org
  3. Интернет-ресурс: pogoda.yandex.ru
  4. Интернет-сайт: http://www.ticrk.ru/ru/regions/region_3587.html


11.        Фотоотчет

Фото 1. Рускеальские мраморные карьеры

Фото 2. Группа около Рускеальских мраморных карьеров

Фото 3. Спуск в «Провал»

Фото 4. Отходим с Рускеальских мраморных карьеров

Фото 5. Заброшенный карьер

Фото 6. Вторая ночевка

Фото 7. Тропежка по лесу

Фото 8. Останки финского хутора

Фото 9. Группа на дороге к пос. Харлу

Фото 10. Сосульки у дороги к пос. Харлу

Фото 11. На краю пос. Харлу

Фото 12. Заброшенная промзона в пос. Харлу

Фото 13. ГЭС в пос. Харлу

Фото 14. Плотина ГЭС в пос. Харлу

Фото 15. Дорога между пос. Харлу и местом ночевки с 6.01 на 7.01

Фото 16. Поле рядом с местом ночевки с 6.01 на 7.01

Фото 17. Ночевка перед Рождеством

Фото 18. Заросшая дорога. Немного не доходя р. Алатсоя

Фото 19. Переход р. Алатсоя по бревну

Фото 20. Неизвестная дорога, к которой мы вышли вечером 7.01

Фото 21. Заброшенный бункер около дороги, прокатанной бураном

Фото 22. На подходе к оз. Панинлампи

Фото 23. Мост около оз. Ковералампи

Фото 24. Переходим хребет Варанмаки

Фото 25. Оз. Руокоярви

Фото 26. Быт

Фото 27. Крест Скорби

Фото28. В Петрозаводске

Приложение 1